Сандэнс'02     Авиньон'01     Амстердам'01     Сандэнс'01     Венеция'01

 

Добро пожаловать на праздник жизни! Для истинного кинолюбителя (как и для кинематографиста) самыми большими праздниками являются фестивали. Чем интереснее программа фестиваля, тем радостнее кинолюб - его настроение бьет вверх, как струя шампанского, и он готов улыбаться сутки напролет. В силу небольших размеров нашего заведения, мы не можем объять необъятное и рассказать обо всех фестивалях и значительных событиях киножизни - слишком много их происходит во всем мире! Поэтому мы решили обозревать те фестивали, которые мало освещаются в российской прессе, но представляют немалый интерес для фанатов независимого кино. Счастливо повеселиться!

С 18 по 28 января 2001 г. В городе Сандэнс, штат Юта, США, прошел очередной фестиваль независимого кино, проводимый Сандэнсским Институтом. Подобное событие не может оставить равнодушным истинного кинолюба, но, к сожалению, в России оно практически никогда не освещается. Мы постараемся восполнить досадный пробел и поподробнее рассказать о фестивале, его истории, программе, участниках и наградах.

ИСТОРИЯ

Роберт Редфорд Итак, все началось в 1981 г., когда известнейший актер и режиссер Роберт Редфорд собрал в Сандэнсе своих друзей и коллег, чтобы обсудить пути повышения художественной ценности американских фильмов. Результатом теплой встречи стало основание Сандэнсского Института. Задача этой некоммерческой организации с тех пор заключается в поддержке и развитии появляющихся талантливых режиссеров и сценаристов, а также в демонстрации национальных и зарубежных независимых картин - как игровых, так и документальных. Управляет Институтом опекунский совет, председателем которого сейчас является Уолтер Уэйзман. В различных акциях, творческих лабораториях и семинарах Института ежегодно участвуют более 400 кинематографистов, а фестиваль, в программе которого бывает около сотни работ, посещают более 20 тыс. зрителей. Институт "вывел в свет" множество оригинальных, ныне широко признанных артистов и фильммейкеров - к примеру, таких "монстров", как братья Коэны и Квентин Тарантино. Здесь часто бывают Тим Рот, Терри Гиллиам, Спайк Ли, Джулиан Темпл, Стив Бассеми и иные, не менее популярные, личности.

ПРОГРАММА

Что такое Сандэнсский фестиваль? Он включает в себя несколько крупных программ, мировые премьеры, ежедневные ночные показы (для самых больших энтузиастов) и отдельные мероприятия.

Основной конкурс - конечно, главная тема фестиваля. В нем участвуют, как правило, 32 картины и существует несколько номинаций: Большой приз жюри (за лучшую игровую и документальную ленты), приз Уолдо Солта (за лучший сценарий), приз "Свобода самовыражения" (за самую неординарную документальную работу общественно-политической тематики), призы лучшим оператору и режиссеру.

Программа "Американский спектр" представляет широкую и разнообразную подборку фильмов, снятых наиболее многообещающими американскими независимыми кинематографистами. Здесь они соперничают между собой за приз зрительских симпатий.

Программа "На переднем крае" - это обозрение самых смелых, нестандартных, новых по форме и содержанию работ, как созданных в США, так и привезенных в Сандэнс кинохудожниками других стран.

Сандэнсский институт с удовольствием оказывает поддержку независимым кинодеятелям всего мира - и начинающим, и уже известным. Рубрика "Мировое кино" посвящена, как легко догадаться, лентам, снятым в самых различных уголках планеты. Высшей наградой этой программы является еще один зрительский приз; помимо него, специальное жюри вручает дополнительную награду лучшему кинематографисту из Латинской Америки. (В прошлом году в этом конкурсе участвовал наш фильм "Лунный папа" Бахтияра Худойназарова, который американцы охарактеризовали как "русский Монти Пайтон".)

Лунный папа

Раздел "Взгляд на родину" освещает документальные, игровые и короткометражные работы, со свежей точки зрения преподносящие исторические и политические события в Штатах, по-новому затрагивающие аспекты духовной и культурной жизни общества.

Перед показом полнометражных картин - а иногда в компиляции - постоянно демонстрируются короткометражки, авторы которых соревнуются в собственной категории. Лучший короткий фильм получает специальный приз за творческий прорыв.

Множество зрителей посещают специальные просмотры, несмотря на то, что они начинаются поздно вечером после главных мероприятий фестиваля. В 1999 г., Например, на мировой премьере "Ведьмы из Блэр" ("The Blair Witch Project") на любом сеансе регулярно собирался полный зал. А вообще именно в Сандэнсе состоялись первые показы таких фильмов, как "Испанский пленник" (The Spanish Prisoner), "Центральный вокзал" ("Central Station"), "Экстази" ("Go"), "Противоположность секса" ("The Opposite of Sex"), "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides).

Ведьма из Блэр

Проходят многочисленные показы и в рамках программы "Коллекция Сандэнса". Фильмы, шедшие на прошлых фестивалях, бережно хранятся в UCLA (Университете Лос-Анджелеса) и время от времени повторно демонстрируются для аудитории Сандэнса, вызывая порой немалый ажиотаж.

Каждый год на фестивале вручается особенный приз - за выдающийся вклад актера или актрисы в независимый кинематограф. Вручение проходит в торжественной обстановке, его предваряют показ фрагментов из фильмов лауреата и интервью с участием зала.

Помимо перечисленного, на фестивале работают Дискуссионный клуб и Центр кино- и медиатехнологий, а также проходит масса творческих встреч, в том числе театральных деятелей, композиторов и журналистов.

ЛАУРЕАТЫ-2001

 

Большой приз жюри за док. фильм:
Южный комфорт (Southern Comfort) - реж. Кэйт Дэвис.

Большой приз жюри за худ. фильм:
Верующий (The Believer) - авт. сц. и реж. Генри Бин.

Приз зрительских симпатий за док. фильм:
Собачий город и Z-парни (Dogtown and Z-boys) - реж. Стэйси Перальта;
Честь скаута (Scout's Honor) - реж. Том Шепард.

Приз зрительских симпатий за худ. фильм:
Хедвиг и "Разъяренный дюйм" (Hedwig and Тhe Angry Inch) - авт. сц. и реж. Джон Кэмерон Митчелл.

Приз зрительских симпатий в категории "Мировое кино":
Дорога домой (The Road Home) - реж. Чжан Имоу.

Приз лучшему режиссеру док. фильма:
Стэйси Перальта - Собачий город и Z-парни (Dogtown and Z-boys).

Приз лучшему режиссеру худ. фильма:
Джон Кэмерон Митчелл - Хедвиг и "Разъяренный дюйм" (Hedwig and the Angry Inch).

Приз "За выдающее операторское мастерство" (док. фильм):
Альберт Мэйслис - Родня Лэйли: хлопковое наследство (Lalee's Kin: The Legacy of Cotton).

Приз "За выдающее операторское мастерство" (худ. фильм):
Джайлс Натгенс - Глубокий тупик (The Deep End).

Приз "Свобода самовыражения":
Том Шепард - Честь скаута (Scout's Honor).

Приз Уолдо Солта за лучший сценарий:
Кристофер Нолан (по рассказу Джонатана Нолана) - Помни (Memento).

Специальный приз жюри игровых фильмов:
Том Уилкинсон и Сисси Спейсек - В спальне (In the Bedroom).

Специальный приз жюри игровых фильмов:
Детское подполье (Children Underground) - реж. Эдит Белцберг.

Приз латиноамериканского жюри:
Несостоявшиеся романы (Possible Loves) - реж. Сандра Уэрнек;

 
Без следа (Without a Trace) - авт. сц. и реж. Мария Наваро.

Специальная грамота латиноамериканского жюри:
Гроб Джо: странный мир Хосе Мохики Маринса (Coffin Joe: The Strange World of Josе Mojica Marins) - реж. Эндрю Барчински и Иван Финотти.

Приз жюри короткометражных фильмов:
Джина, актриса, 29 лет (Gina, an Actress, Age 29) - реж. Пол Хэррилл.

P.S. Как видно, в этом году главные награды фестиваля завоевали мало знакомые нашему зрителю кинематографисты (если не считать китайца Чжана Имоу). Но в различных программах участвовали и хорошо известные российской публике режиссеры. В конце нашего рассказа назовем несколько имен и названия их работ.

  • Такеши Китано ("Фейерверк", "Кикуджиро") - фильм "Брат" (Brother).
  • Майкл Эптид ("Гориллы в тумане", "Нелл", "Громовое сердце", "И целого мира мало") - фильм "Загадка" (Enigma).
  • Том Ди Чилло ("Страннее, чем в раю" - как оператор, "Джонни Замша", "Шкатулка с лунным светом") - фильм "Двойной Уэмми" (Double Whammy).
  • Лукас Мудиссон ("Покажи мне любовь") - фильм "Вместе" (Together).
  • Билл Плимптон (анимационные заставки MTV) - мультфильм "Пришельцы-мутанты" (Mutant Aliens).
  • Барбет Шредер ("Пьянь", "Одинокая белая женщина") - фильм "Леди наемных убийц" (Our Lady of Assasins).
  • Пенелопа Сфирис ("Парни по соседству", "Мир Уэйна") - фильм "Мы продали души рок-н-роллу" (We Sold Our Souls for Rock'n'Roll).

Сайты наших спонсоров:

    Вернуться в фойе      Заглянуть в курилку

Вернуться к стойке бара